443020, г. Самара, ул. Ленинградская, д. 100

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) - документ, который систематизирует данные о количестве образуемых в процессе деятельности предприятия или организации отходах, местах их временного накопления, последующего размещения, обезвреживания, утилизации и т.д.

В соответствии с требованиями законодательства, разработка ПНООЛР является обязательной для объектов I и II категории объектов негативного воздействия (НВОС).

При этом:

  • для объектов I категории на основании ПНООЛР возможно получение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Межрегиональном управлении Росприроднадзора;
  • для объектов II категории утверждение и согласование ПНООЛР в государственных органах не требуется (но требуется наличие ПНООЛР в составе природоохранной документации предприятия).

Этапы работ:

  1. Инвентаризация источников образования отходов.
  2. Расчет количества и классов опасности отходов, отражаемых в лимитах на размещение. Оформление паспортов отходов.
  3. Разработка проектной документации ПНООЛР.
  4. Согласование проекта ПНООЛР в Росприродназоре с последующим получением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (для объектов I категории).

Ключевым условием для разработки ПНООЛР является наличие действующих договоров, подтверждающих вывоз и последующее размещение, обезвреживание, утилизацию всех рассматриваемых в проекте отходов. В случае самостоятельного выполнения действий с отходами, подлежащими лицензированию, необходима действующая лицензия на право обращения с отходами I-IV классов опасности.

На все виды отходов с I по IV класс опасности, рассматриваемые в ПНООЛР, должны быть разработаны паспорта. На отходы V класса опасности - материалы определения состава отходов.

Нормативные основания для разработки ПНООЛР.

Основным документом, определяющим необходимость разработки ПНООЛР, является Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В соответствии с п. 2 ст. 18 вышеуказанного закона, нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, ведущими деятельность на объектах I и II категорий НВОС.

С учетом положений п. 3, 4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ:

  • для объектов I категории НВОС нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (КЭР), однако, согласно Приказу Минприроды России от 11.10.2018 г. № 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения», расчеты нормативов образования отходов не являются приложением к заявке на получение КЭР, то есть ПНООЛР остается обязательным документом не только до, но и даже после получения КЭР;
  • для объектов II категории НВОС разрабатывается Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС), которая включает информацию об отходах, однако, в соответствии с п. 25 Приложения 2 Приказа Минприроды России от 11.10.2018 г. № 509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью», данная информация заполняется на основе ПНООЛР, то есть его наличие обязательно вне зависимости от подачи ДВОС.

Отнесение к категории объектов малого и среднего предпринимательства не является основанием для отсутствия ПНООЛР.

Утверждение ПНООЛР.

В настоящий момент на основании п. 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ» (с изм. на 26 июля 2019 года) возможно утверждение ПНООЛР в государственных органах лишь для объектов I категории НВОС.

В этом случае нормативы образования отходов и лимиты на их размещение выдает Межрегиональное управление Росприроднадзора. Срок действия таких документов - 5 лет, но не позднее определенной законодательством даты получения КЭР.

В отдельных регионах (например, в Московской области, в Республике Крым и тд.) по соглашению о переданных полномочиях нормативы образования отходов и лимитов на их размещение вместо Межрегионального управления Росприроднадзора может выдавать уполномоченный орган субъекта РФ.

Для объектов, отнесенных ко II категории НВОС, ПНООЛР утверждает руководитель предприятия. В этом случае проект не имеет срока действия при неизменности технологического процесса, границ территории осуществления деятельности и объемов производства и может быть запрошен проверяющим органом в процессе осуществления государственного контроля (надзора).

Возможные штрафные санкции.

Неисполнение обязанности по разработке и утверждению ПНООЛР теперь грозит административным штрафом по п. 7 ст. 8.2 КоАП РФ в размере до 350 тыс. руб.

Отсутствие ПНООЛР может серьезно сказаться на размере платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Правовые основы для разработки:

  • Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (п. 2, ст. 18).
  • Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ».
  • Приказ Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1029 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
  • Приказ Минприроды России от 07.12.2020 г. № 1021 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Согласующие органы:

  • Межрегиональное управление Росприроднадзора, в отдельных случаях - уполномоченный орган субъекта РФ (для объектов I категории НВОС).
  • Руководитель предприятия / организации (для объектов II категории НВОС).

Результат работ:

  • Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).
  • Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (для объектов I категории НВОС).

Срок действия:

  • 5 лет, но не позднее получения КЭР (для объектов I категории НВОС).
  • Бессрочно при неизменности технологического процесса, границ территории осуществления деятельности и объемов производства (для объектов II категории НВОС).

Ответственность:

  • п. 7 ст. 8.2 КоАП РФ – штраф на ЮЛ до 350 тыс. руб.

Заявка

заголовок
в Центр Экологического Аудита
заголовок2
Заполните онлайн-форму и наши специалисты свяжутся с Вами
обязательно